Понятия со словосочетанием «новый туннель»
Связанные понятия
Коридоры испытаний — расположенные у северо-восточной части Пирамиды Хеопса (Хуфу) вырубленные в известняковой скале плато Гиза технологические штольни, точно копирующие следующие основные внутренние элементы пирамиды Хеопса: нисходящий коридор, соединение его с восходящим коридором, горизонтальное ответвление к камере царицы, основание крепления т. н. плиты Большого Моста, закрывавшей горизонтальный проход, и начало (всего несколько метров), собственно, Большой Галереи с её характерным желобом и...
Бутовый фундамент — фундамент, основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски плитнякового и постелистого рваного камня, булыжника, — главным образом плотные известняк и ракушечник, песчаник, доломит, гранит, диорит, базальт.
Водовыпуск — искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов.
Шурф (нем. Schurf) — вертикальная (редко наклонная) горная выработка квадратного, круглого или прямоугольного сечения, небольшой глубины (редко более 20-30 м), проходимая с земной поверхности для разведки полезных ископаемых, при инженерно-геологических изысканиях, для вентиляции, водоотлива, транспортирования материалов, спуска и подъёма людей и для других целей. Площадь поперечного сечения шурфа от 0,8—4 кв. м. Форма поперечного сечения подразделяется на круглое либо прямоугольное, редко квадратное...
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Натяжна́я ка́мера — часть конструкции станции метрополитена глубокого заложения — зал, соединяющий центральный зал станции, либо аванзал или промежуточный вестибюль с наклонным ходом. Располагается непосредственно перед наклонным ходом, под полом натяжной камеры находятся фундаменты и натяжители полотна эскалаторов. Конструкция натяжной камеры, расположенной непосредственно на оси центрального зала, обычно предусматривает наличие свода, обратного свода и несущих стен, отделяющих камеру от перегонных...
Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Штраб (или штраба) — зубчатая или ступенчатая поверхность каменной, бетонной и т. п. кладки стены, ступенчатый обрыв в кладке кирпичной стены, сделанный в расчёте на её продолжение по горизонтали.
Световая шахта (световой приямок, световой туннель) — вертикальная или наклонная конструкция (реже горизонтальная) или сооружение. Состоящее из окна, ствола (шахты), ведущего от наружного окна к внутреннему. Снаружи свет попадает через зенитный световой фонарь или окно в перекрытии.
Арочный мост — тип моста, в котором основными несущими конструкциями являются арки или своды...
Каменные кольца — один из видов полигональных грунтов. Бордюры из мелких каменных обломков и щебня, расположенные вокруг округлого или многогранного мелкоземистого вспученного участка от 0,1 до 3 метров в поперечнике.
Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
Рудоспуск (англ. Ore pass; нем. Erzrolloch) — горная выработка, предназначенная для транспортировки руды под собственным весом из рабочей зоны горнодобывающего предприятия на расположенный ниже транспортный горизонт. Рудоспуски проходят в скальной горной породе для того, чтобы сократить расстояние транспортировки полезного ископаемого. Применяются на рудниках, добывающих руду открытым, подземным или комбинированным (открыто-подземным) способом в условиях, когда рельеф местности и условия залегания...
Штрек (от нем. Strecke — маршрут) — горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность, лежащая в горизонтальной плоскости и проходящая по простиранию рудного тела.
Анкер в грунте — устройство, служащее для передачи выдёргивающих усилий от строительных конструкций на грунтовую толщу.
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Куньлуньшань суйдао ( 昆仑山隧道 ) — одноколейный железнодорожный тоннель на Цинхай-Тибетской железной дороге, облегчающий преодоление перевала Куньлуньшанькоу (высота 4767 м) в хребте Бокалыктаг (восточная часть системы Куньлунь). Тоннель располагается на высоте 4600 м, длина 1686 м.
Подробнее: Куньлуньский тоннель
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Виа-Мала (нем. Viamala; ретороманский Veia mala — «Плохая дорога») — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн.
Квершлаг (нем. Querschlag) — горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающим породам в крест простирания пласта полезного ископаемого. Квершлаг предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (самоходным, рельсовым или конвейерным транспортом), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и так далее.
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Откосное лека́ло служит для контроля поперечных профилей водоотводных канав и кюветов в процессе их устройства.
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Эска́рп (фр. escarpe «откос, скат») изначально — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2—3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.
Гезе́нк (нем. Gesenk) — подземная вертикальная или крутая наклонная горная выработка, проходимая по падению рудного тела (сверху вниз), не имеющая непосредственного выхода на поверхность. При проходке по возрастанию (снизу вверх) называется восстающим.
Сталагна́т, или сталакто́н — натечно-капельное хемогенное отложение в карстовых пещерах. Сталагнаты представляют собой колонноподобные образования, возникающие при соединении сталактитов и сталагмитов.
Горбы́ль — боковая часть бревна, имеющая одну пропиленную, а другую не пропиленную или пропиленную не на всю длину поверхность, с нормируемой толщиной и шириной тонкого конца.
Што́льня (от нем. Stollen) — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на поверхность, проведённая на местности со сложным рельефом.
Шахтный ствол — вертикальная (реже наклонная) капитальная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и предназначенная для обслуживания подземных горных работ. Через шахтные стволы осуществляется спуск и подъём полезного ископаемого, породы, материалов, оборудования, людей и осуществляют проветривание шахты.
Водобой — гидротехническое обустройство нижнего бьефа, предназначенное для снижения размыва речного русла путём принятия на себя ударной энергии водяного потока, перекатывающегося через водосливную кромку. Как правило, водобой представляет из себя конструкционно усиленный фрагмент русла реки. В зависимости от вида плотины он может быть выполнен в виде бетонного (ряжевого, свайного) покрытия речного дна, которое может быть также дополнено водобойным колодцем, водобойной стенкой и специальными гасителями...
Промоина — протяжённое эрозионное углубление в почве, возникающее как правило из-за струйчатого размыва грунта временными водотоками при таянии снега и ливневых дождях. Обычно имеет длину в несколько десятков метров, ширину до нескольких метров и глубину один-два метра. Является промежуточной между водороиной и оврагом формой линейного полого микрорельефа. От оврага промоина отличается тем, что её продольный профиль следует форме склона (овраг имеет самостоятельный профиль); а от водороин и рытвин...
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Стена в грунте — метод возведения подземных или заглублённых сооружений, фундаментов, ограждений котлованов, подпорных стен, a также противофильтрационных завес c использованием при разработке грунта тиксотропного глинистого раствора.
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Ге́рса (также герс, от фр. herse) или (устаревшее) порт-кулис — в фортификации опускная решётка для крепостных ворот, изготовленная из массивных металлических или деревянных деталей, заострённых внизу. Перемещается в проёме ворот вверх и вниз по вертикальным пазам и подвешивается на канате, который можно обрубить в случае нападения противника и тем самым быстро закрыть проём. В нормальных условиях подъём и спуск герсы производится с помощью лебёдки или системы противовесов.
Гравийная дорога (гравийка) — дорога (автомобильная, тракторная) покрытая гравием.
Берма (нем. Berme) — так называется пространство между верхним краем канавы и нижним краем откоса выемки или не покрытая насыпью часть кордона стены. Она бывает от 0,10 до 0,50 саж. ширины, смотря по роду грунта и др. обстоятельствам. Берма устраивается с целью уменьшения давлений на бока канавы, отделывается, как и откосы, дёрном; в случае же укрепления откосов булыжным камнем бермы также следует выложить камнем. На берму шириной в 1 аршин и более могут быть временно до просушки выложены грязь и...
Хоробат — инструмент в древнем Риме для проведения нивелировки. Описан у Витрувия, но ни чертежей, ни самих хоробатов не сохранилось.
Массивовая кладка — конструкция в виде кладки из бетонных блоков массой до 100 и более тонн, относится к гравитационным сооружениям. Применяется для возведения, молов, волноломов, причалов, опор: мостов, маяков, створных знаков, набережных.
Ранклюфт (нем. Randkluft) — трещина таянья на границе ледника. Обычно образуется на боковых частях ледника, где он близко подходит к освещенным и нагретым склонам. Вытаивание льда является основной причиной образования ранклюфта, в отличие от бергшрунда, который образуется при разрыве снежно-ледового склона под действием силы тяжести. Ранклюфт часто используют для подъема на ледник или обхода ледопадов, однако необходимо учитывать риск камнепада со скальных стен и ледовых обвалов со склона ледника...
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.
Рельсовая плеть — рельс, сваренный из нескольких стандартных, как правило, термически обработанных рельсов Р65 или Р75, укладываемый в бесстыковой путь.
Перемычка в гидротехнике — водонепроницаемое ограждение, предохраняющее гидротехнические сооружения или место работ от затопления во время строительства или ремонта. Перемычки сооружаются из грунта, камня, дерева, реже из бетона и металла.